Немного философии
Сейчас у многих период сессии. И на экзамене по философии решающим пунктом был отзыв на философский труд.Сделав отрицательный отзыв на труд украинского психоаналитика, я рисковала,но мой риск был оправдан - экзамен я сдала на отлично.
Многие вещи в философском труде Хамитова вызвали у меня внутренний диссонанс и дискомфорт,и вместо того чтобы согласиться с утверждениями я выразила свое видение на данную работу философа.
Философия одиночества Н.Хамитов. ОТЗЫВ
И КОММЕНТАРИИ.
Прочитав
«Философию Одиночества» Назипа Хамитова,
я поняла , что этот труд является
философией Назипа Хамитова. То есть его личной точкой зрения на даную
проблематику.
Исследуя этот труд,
я не считаю нужным отражать утверджения Хамитова, потому я буду придерживаться
концепции главного отрицательного героя советского мультфильма «Баба Яга
против» и ниже я приведу утверждения, с которыми я в корне или отчасти
несогласна.
Цитирую:
«Ибо только в
одиночестве мы можем понять свое существование как нечто нужное близким и
заслуживающее небезразличия и общения. Только пройдя врата одиночества, человек
становится личностью, которая может заинтересовать мир.»
Именно пройдя врата одиночества, одичавший человек наподобие
Джини, американской феральной девочки , 12 лет находящейся в одиночестве, становится
личностью способной заинтересовать мир – для исследований психологов, лингвистов
и других ученых.
Пребывая в полном одиночестве в юности, человек рискует
стать аутистом, и в будущем либо вновь станет социально активным –либо
станет предметом изучения учеными.
«Ниже
будет показано, что женщина всегда тяжелее мужчины переносит одиночество.
Одиночество для нее - та оскалившаяся реальность, которой она стремится
избежать». –
Я не соглашусь с данным
утверждением, и так как автор мужчина, он высказывает свою, мужскую,
субъективную точку зрения, стремясь показать, что именно мужчине
необходимо одиночество. И именно мужчина
готов его принять. Если бы женщины не могли пережить одиночества, думаю давно
существовали бы бордели для женщин, где женщина могла бы выбрать любого
понравившегося мужчину и заплатить за час или два любовных утех. Но нет, женщины
более избирательны. Потому часто одиноки.
«Юная воля юного
мужчины требует мечтаний в корне отличных от тех, которым предаются девушки.
Это мечтания о своей исключительности, которая должна быть реализована вне
семейного благополучия или во всяком случае - не благодаря ему. Это мечтания о
неповторимом воздействии на жизнь человеческого мира, и такие мечтания всегда
требуют одиночества».
Я вновь не согласна с
автором, ибо современные женщины и девушки в первую очередь мечтают о
самореализации вне семьи. А автор судя по всему, все еще в каменном веке.
«Психическое же
различие между девочкой-подростком и девушкой, несмотря на разительную перемену
во внешности, - несущественно. Мечты о себе как прекрасной принцессе и о
прекрасном принце, выражающиеся в трогательных рисунках на последних страницах
тетрадей, плавно переходят в мечту о реальной свадьбе с реальным лицом мужского
пола. Качество романтических иллюзий достаточно просто воплощается в количество
воображаемых комнат, платьев и, наконец, денег. Каждая девочка есть маленькая
женщина и, перейдя от подростка к девушке, лишь утверждается в этом качестве.»
Соглашусь, в детстве девочки мечтают о свадьбе со сказочным принцем, но эта
мечта скорее навеяна современным
обществом. Из героев детства мне всегда
как-то больше импонировал Джон Смит , являющимся простым колонизатором, а не
принцем, из мультфильма «Покахонтас».
Трогательные рисунки на последних страницах тетрадей?
Вспоминая свое творчество на школьных занятиях, припоминаю только карикатуры на
соучеников и учителей. Никаких принцев и замков. Превращаясь из девочки
подростка в девушку, юная особь понимает, что после пусть даже реальной свадьбы
с реальным лицом мужского пола, возможно даже и принцем, наступает настоящая
жизнь, и для сегодняшних женщин она заключается как в браке так и вне брака – в
социуме, когда твоя позиция жены не играет роли, разве только понижает интерес,
если женщина является особой публичной(актрисой,телеведущей,певицей и пр.)
В главе об одиночестве юноши сказано, что «юноша уединяется с книгой, а затем с
мыслью и переживанием, возвышающим его фантазии над мечтаниями подростка.
Безудержное желание обладать и иметь (женщин, мускулы, деньги) переходит в
стремление быть и становиться собой. Однако подобное возвышение возможно только
через книгу, которая во многом сама является результатом одиночества автора.
Однако книга
призвана сыграть свою роль и отойти в сторону. Мышление и переживание
прочитанного должно быть заменено мышлением и переживанием жизни.»
Почему в главе об одиночестве девушки нет параграфа о книге?
Девушки не читают?
«Девушка не
нуждается в одиночестве так, как юноша. Ее взросление обусловлено всей логикой
распространения человеческого рода по планете. Девочка, а затем девушка
готовится стать матерью, и это накладывает печать на ее личность. Идея будущего
рождения и материнства внушается девушке с раннего возраста, и потому
одиночество рассматривается как предвестник трагедии, а уединение - как грех.»
Я бы сказала, что автор использует в своем труде софизмы, и
устаревшие взгляды. Ведь на сегодняшний день девушек воспитывают наравне с
юношами и дают равное образование обоим полам. В Украине вплоть до конца 19 века женщины не
могли получать высшего образования, не
считая женских курсов при гимназиях, отчего и не могли осознать , что им может быть уготована другая судьба, кроме
кормилицы и матери семейства, ибо рождение ребенка женщиной и брак, по-моему, не является обязательством перед обществом и
родителями. Это может быть вызвано только личным волеизъявлением, но не долгом
и обязанностью.
«Девушка должна расширить власть рода в
мире через рожание. Благодаря этому, языческий род-этнос утверждается в бытии.
Отсюда уединившаяся девушка рассматривается как выброшенная из бытия.
Так было в эпоху
древнего каменного века, так было в эпоху бронзы и железа, так есть и в XX
веке...».
Начну с того что девушка
не должна. Автор достаточно консервативен и узок в своих взглядах.
Сестра Берты Моризо, известной художницы входившей в круг французских
импрессионистов, Эдма Моризо, была подающим надежды живописцем, покуда не вышла
замуж и не родила ребенка. Мужа не радовало занятие жены. Сестра Эдмы, Берта,
принесла миру больше чем «расширением власти рода в мире через рожание». А
Эдма? Она погубила свой талант из-за долга заключения брака и рождения детей.
«Смена
влюбленностей и одиночеств в юности развивает абстрактный и общепринятый идеал
(Мэрилин Монро, Жана Поля Бельмондо) в нечто более живое и индивидуальное.»
Вот именно, в нечто «более живое». К моменту публикации
труда «Философия одиночества»(2004 год) с момента смерти Мэрилин Монро прошло
42 года. А Жан Полю Бельмондо в 2004 году исполнилось 70. Но, по мнению автора, Мэрилин и Жан Поль
идеал юношества 2000-х.
«Дали убежден в
уникальности Галы. Но по сути дела, Гала есть универсальная Муза сюрреалистов,
выбравшая себе и влюбившаяся в наиболее перспективного из них.»
В этом предложении я вижу
осквернение автором любви Галы к Сальвадору. Гала не есть универсальной
музой сюрреалистов, так как первый муж Галы, Поль Элюар, был поэтом, а любовник
предшествующий встрече Галы с Сальвадором
– авангардистом Максом Эрнстом. Она не выбирала себе Сальвадора из
сюрреалистов. Её любовные связи были последовательны, кроме Макса Эрнста, ведь
в связи с ним она была еще будучи в браке.
«Женщина готова
ждать и надеяться на изменение чувств мужчины. Более того, она готова бороться
за них.»
Если автор придерживается с самого начала консерватизма, то
почему он предает свою первоначальную идею во второй части работы? Уж больно замысел получается
сказочно-утопический. Сначала женщина
ждет принца, рожает дитя, а во второй главе уже борется за мужчину? Выходит, что Женщина у Хамитова - это синтез хранительницы очага - Гестии
и Афины-воительницы? Абсолютный утопизм.
«Женщину всегда
накрывает тень мужчины, который имел с ней сексуальную близость, мужчина же
почти независим от этой тени.»
Женщину накрывает тень мужчины, в том случае, если он стоит
перед ней . И например, закрывает ее собой от палящих солнечных лучей.
Женщины, в равной степени как и мужчины, свободны в выборе
полового партнера.
«Мужчина же почти
независим от этой тени»
- в том случае если мужчина предохранялся средствами
контрацепции и не успел приобрести «тень» в качестве ЗППП - заболевания передающимся половым
путем.
«Женщины не
выбирают, выбирают их. Точнее женщины выбирают выбравших.»
Во-первых, смотря какие женщины. У таких женщин как я, как правило, есть
выбор.
«Часто женщина не
выбирает, а перебирает мужчин, дарованных ей судьбой, не в силах выбрать лучшее
из худшего.»
1.Если женщина
выбирает лучшее из худшего – значит мужчины, выбравшие ее, мягко скажем
посредственные. Хорошо. Тогда коим образом они являются «дарованными судьбой»??
То есть любой мужчина, обладающий первичными половыми признаками и
репродуктивной способностью, уже является «подарком судьбы» для женщины?
2.Быть может, она выбирает не в силах выбрать лучшего из
лучших? Почему обязательно из худших?
«Проститутка
продает не только свое тело, но и свое одиночество. По большому счету
проституция - не просто желание выйти за пределы нищеты наиболее простым
способом, но и жажда убежать от одиночества, продав его.»
Проститутка продает просто тело. Не думаю, что проститутка, продавая себя на час, убегает от одиночества, например когда клиент заклеивает ей рот скотчем. В таком
случае, она одинока. Не одиноко только тело , используемое в данный момент
покупателем.
«Всем известно, как
стремится к свадьбе каждая здоровая женщина - свадьба представляется ей
волшебным актом, навсегда лишающим одиночества.»
А если она не стремится, значит она нездоровая?
Этот «волшебный акт»
прежде всего лишает свободы. Выход
замуж подразумевает под собой большую жертву. И ее женщина может принести лишь любимому.
А волшебным актом это может называться в том случае, если
после брака у женщины в то время как устраняется одиночество- сохраняется
личное пространство.
«Если женщина
желает, чтобы муж изменил ей, необходимо перестать понимать его.
Если муж хочет,
чтобы жена изменила ему, нужно перестать посвящать ее в свои сокровенные
замыслы.»
По словам автора, Женщина выступает в роли слушателя
выпытывающего сокровенные замыслы. Потому как замыслы есть только у
мужчины. Функция Женщины состоит в умении понимать - и в этом ее предназначение. Мои овации.
(Сарказм).
«Понимать мужчину -
значит понимать то дело, которым он увлечен.»
Что если муж после замужества увлекся охотой? Неужели я
должна это понимать и разделять?
«Обретение мужчины
для матери-одиночки есть снятие позора беззамужества».
Беззамужество не есть позором. Иногда лучше обратиться в
банк спермы для зачатия ребенка, нежели связывать себя узами брака. Или
одинокая женщина специально может выбрать наиболее подходящего мужчину из
своего окружения, для того чтобы родить от него красивого и здорового ребенка.
«Странная мать
почти всегда незаурядная женщина. Как правило, это женщины творческих профессий
- писательницы, актрисы, художницы. С другой стороны, странная мать может быть
Музой творческого мужчины.
Ее незаурядность,
порой столь тягостная для ребенка в первые годы жизни, впоследствии может стать
условием тесного общения и понимания в то время, когда мать и повзрослевших
детей разделяет стена отчуждения. Только странная мать будет интересна
повзрослевшему»
«Род осуждает
странную мать, променявшую семью и воспитание детей на творчество за пределами
семьи. Он осуждает ее за то, что она выбирает одиночество-отстранение от
ребенка и семьи во имя свободы творчества.
Род смиряется лишь в случае однозначного социального успеха ее
творчества.
В этом случае род относится к странной матери
снисходительно-иронично.»
Когда ребенок
становится старше,он хочет лучше понять свою мать, ищет повод вознести её для
себя. И если у матери есть другие увлечения и дела помимо семьи, это может служить поводом для большего уважения
матери ее повзрослевшим ребенком.
«Одиночество вдовца
трагически уникально, одиночество вдовы - это одиночество общности вдов. Дети
никогда до конца не заменяют вдовцу их матери" вдова находит в заботе о детях
не только замену, но и завершение эротической жизни с мужчиной. Она видит
материю мужа в детях и успокаивается.»
1.Если бы у меня не было детей и был муж, я бы предпочла чтобы
мой муж стал вдовцом, чем я вдовой. Я эгоист.
2. После смерти мужа не завершается эротическая жизнь с
мужчиной. Ведь умирает муж,
соответственно эротическая жизнь, равно как и физическая завершается для него. А для женщины, по завершению
траура, может начаться новый этап эротической жизни.
P.S.Возможно то, что написано
мной выше, входит в когнитивный диссонанс со знаниями имеющимися автором, но
это мое личное мнение которое может вызвать коллизию сил, авторских - консервативно-конформных и моих -
прогрессивно-динамических.
Комментарии
Отправить комментарий